На основе 10 летней практики сравнительных международных исследований по вопросам развития дуального, практикоориентированного обучения, в том числе, с учетом результатов Российского-Германского проекта «Развитие практик дуального обучения», Экспертный совет КВР обосновал необходимость применения в российской практике понятия и технологий кадрового партнерства между образовательными организациями, бизнесом и молодежью.
Кадровое партнерство – это технологическое сотрудничество между образованием и бизнесом в разработке и реализации образовательных программ подготовки кадров по ключевым профессиям на основе согласованных дидактических подходов и обязанностей сторон.Кадровое партнерство как практика и норма снимает ограничения для масштабированного применения моделей дуального, триального обучения в регионах России. Многократно расширяет возможности для развития производительной карьеры выпускников колледжей, техникумов, применяющих механики кадрового партнерства по приобретенным профессиям.
На текущем этапе организации сферы среднего профессионального образования в регионах и корпоративные подразделения профессионального обучения в бизнесе;
- существуют параллельно;
- не совпадают друг с другом в понимании алгоритмов создания, обеспечения программ обучения;
- с большим трудом преодолевают разночтения в содержании, методах, показателях для оценки результатов обучения и квалификаций.
В ходе исследований Экспертная команда КВР «отрефлексировала» в диалогах с представителями профобразования и профобучения 7 неотъемлемых, инвариантных компонентов, обязательных для партнерской отработки в ходе создания и внедрения образовательных программ, а именно:
1. Актуализация трудовых функций, компетенций и типовых задач по ключевым профессиям.
2. Сравнение трудовых функций в понимании бизнеса и ФГОС, образовательных программ в СПО. Внесение изменений в образовательные программы.
3. Сверка оценочных систем компетенций и квалификаций. Создание объединенных систем и оценочных средств.
4. Сравнение логик освоения трудовых функций, компетенций бизнеса и образовательных организаций. Построение объединенной логики практического обучения.
5. Оценка ресурсов преподавания и практического обучения. Введение дуального наставничества.
6. Анализ спектра смежных компетенций и квалификаций, значимых для выпускника с позиции бизнеса и перспектив рынка. Принятие решения о включении модулей дополнительных квалификаций в ООП.
7. Анализ ресурсов для трудовой и карьерной навигации студентов и целевой профориентации, раннего трудоустройства по профессии. Внедрение оферов ученических договоров между учащимся, компанией и образовательной организацией. Разработка партнерских сквозных программ карьерной навигации молодежи.
Оцените:
- Какова степень качественной проработки каждого компонента программы по ключевым профессиям в Вашей организации в партнерстве с бизнесом?
- Сколько лет может занять процесс освоения этих компонентов в текущем формате деятельности?
Для справки:
ФГОС СПО третьего поколения, который должен был сблизить профобразование и бизнес, действует с 2011 года.
Лидеру дуального образования в России - компании ЧТПЗ и профильному Первоуральскому колледжу потребовалось более 8 лет для комфортной настройки программ и процессов для получения гарантированного результата.
ПАО НЛМК преобразовал традиционное взаимодействие с базовыми учебными заведениями в технологическое сотрудничество за 9 месяцев конструкторских работ с командой КВР. Впереди 3 года реализации программ на основе 7 согласованных компонентов.
У каждого колледжа в России есть 4 года для преобразования в рамках основой образовательной программы.